
Это не развлекательные игры, хотя и содержат элементы интерактивности и соревновательности, объясняет руководитель команды разработчиков компьютерных симуляторов Центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» Петр Тутаев. Его команда делает управленческие игры в разных сферах – от освоения нефтяного месторождения до управления университетом. Так, в феврале этого года с помощью симулятора от «Сколково» Томский политехнический университет разыгрывал сценарии попадания в топ-100 международного рейтинга университетов THE. Начиная с осени прошлого года подобные мероприятия прошли еще в шести ведущих университетах – участниках программы повышения международной конкурентоспособности «5/100». Игрокам пришлось решать самые разные задачи – от перестройки устаревшего кампуса до повышения цитируемости работ преподавателей и студентов. Подробнее на сайте https://fonzon.club.
Родители, присматривающие ребенку хорошую среднюю школу в Москве, пугают друг друга рассказами о новом типе вступительных испытаний, отсеивающих 95% претендентов. На первый взгляд, все просто. Условия объявляют заранее. Группу десятилеток запускают в класс, где на столах разложены бумаги с тестом; задача – выбрать любое место и сделать максимум заданий за отведенное время. Можно ходить по классу и даже обсуждать работу с другими детьми. И только одно но: в центре стоит стол с планшетами iPad. Родители напутствуют «абитуриентов»: ни в коем случае не подходи к гаджетам, пока не выполнишь весь тест! Тем не менее почти каждый ребенок хоть пару минут изучает планшет. А берут в школу якобы тех, кто удержался от соблазна и вообще не обратил внимания на модные игрушки.
В таком испытании есть некоторая доля лукавства, отражающая пренебрежительное отношение старшего поколения к гаджетам, считает детский и семейный психолог, гештальт-терапевт Ксения Сборщикова. Если детей тестировали на самоконтроль, то вместо планшетов можно было использовать, например, газировку и чипсы, если на то, какое значение имеют современные технологии в жизни ребенка, то непонятно, почему проявленное к планшету внимание сочли безусловным минусом. В любом случае правильнее было бы смотреть на результат теста и сопоставлять его с тем, сколько времени ребенок играл. А вдруг он успел совместить игру с выполнением всех заданий?
Относиться к гаджетам и цифровому контенту как к безусловному злу в наше время довольно странно, ведь человек – будь то ребенок или взрослый, отрезанный от этой неотъемлемой части жизни, во многом изолирован социально и упускает важные возможности, предупреждает Сборщикова. Гаджеты уже прочно вошли в жизнь и взрослых, и детей. Задача взрослых – научить детей с ними адекватно обходиться, а не отгораживать своих чад от компьютеров, планшетов и прочих «игрушек».
Игра в учебу
Чтобы вложить в обучаемого максимум необходимых в XXI веке знаний и умений, общеобразовательные ресурсы должны тратиться не только на обучение учащегося традиционным предметам, но и на развитие его компетенций и личных качеств, говорится в отчете New Vision for Education, подготовленном совместно Boston Consulting Group (BCG) и Всемирным экономическим форумом. Здесь необходимы компьютерные игры и симуляции, позволяющие одновременно с усвоением основного материала развивать такие полезные качества, как креативность, любознательность и настойчивость в достижении своей цели, перечисляют авторы отчета. И далее, в исследовании рынка образования США указывают: рынок детских обучающих игр в США в 2013 г. составил $300 млн, а его самый большой сегмент – игры для мобильных устройств (планшеты, телефоны и т. д.) – вырос за год почти на 13%, показав лучшую динамику из всех сегментов.
Игра – один из самых эффективных методов обучения людей любого возраста, и не только людей: высокоорганизованные машины с искусственным интеллектом тоже эффективнее всего обучаются, участвуя в игре либо наблюдая за ней, напоминает проректор по науке и инновациям Национального исследовательского технологического университета МИСиС Михаил Филонов.